Проект "Швабе в лицах"

Проект

В рамках проекта "Швабе в лицах" предлагаем вашему вниманию интервью главного научного сотрудника АО "НПО "Государственный институт прикладной оптики" Овсянникова Владимира Александровича.

Главный научный сотрудник Научно-производственного объединения «Государственный институт прикладной оптики» (НПО ГИПО) Владимир Овсянников занимается теоретическими изысканиями в области инфракрасной техники уже более полувека. За это время он лично и в соавторстве опубликовал более 150 научных работ, в том числе 6 монографий, результаты которых широко используются разработчиками оптико-электронной техники по всей стране. В ходе интервью он рассказал о выборе профессионального пути, а также о главном достижении в жизни.

 

Владимир Александрович, кем Вы мечтали стать в детстве?

- Где-то в 5-6 классе я уже решил, что стану инженером. Моему профессиональному становлению тогда активно способствовали книги известного популяризатора науки Я.И. Перельмана – «Занимательная физика», «Занимательная геометрия» и другие, которые пробудили интерес к точным наукам. Как видите, моя мечта сбылась.

 

В Вашей семье были оптики или увлечение оптической наукой – Ваша личная инициатива?

- В 1962 году я окончил обычную сельскую школу в вологодской глубинке, располагавшуюся в окружении соснового леса на высоком берегу красивейшей реки Сухона, – ту же, в которой учился и наш заместитель директора по науке, также оптик, А.Ф. Белозеров. У нас были общие учителя, но сами мы, в силу разного возраста, знакомы не были. Разумеется, ни в нашей семье, ни среди моих знакомых оптиков не было. Кстати, оптиками наши сельчане, не испорченные излишним образованием, почему-то называли… заезжих артистов-фокусников (улыбается).

 

Вы родились в Вологодской области, а поступать поехали в Ленинградский институт точной механики и оптики. Почему выбор пал именно на Ленинград?

- В престижный ЛИТМО я поступил по рекомендации моего отца. Он у меня был фронтовик и начал учиться в этом вузе сразу после окончания войны. Но ему пришлось досрочно завершить обучение по семейным обстоятельствам: я родился.

Студентом Ленинградского института точной механики и оптики я, по сути, стал случайно, по воле приемной комиссии, так как поступал без подготовительных курсов, взятки или блата. Поступление в ЛИТМО, где даже среди медалистов конкурс был весьма жестким, я до сих пор считаю знаковым, переломным событием в своей жизни.

Вы являетесь специалистом в области инфракрасной техники. Кто из преподавателей оказал на Вас наибольшее влияние?

- В вузе мне, как и в школе, повезло с учителями. Повезло в том смысле, что у нас были прекрасные знающие и любящие свое дело преподаватели, особенно по традиционным, классическим разделам оптики, давшие нам неплохую базовую подготовку. Особенно трудно мне переоценить роль доцента А.В. Лобанова. Для чтения своего курса нашей «оптико-электронной» группе он специально приезжал из Военно-морской академии. Его чрезвычайно увлекательные и даже интригующие лекции по новой тогда для оптического сообщества статистической теории обнаружения оптических сигналов навсегда определили мой выбор будущей специальности.

Во время обучения в ЛИТМО я также познакомился с объемной монографией «Физика и техника ИК-излучения», подготовленной международным авторским коллективом, в которой были обобщены принципиальные достижения в области инфракрасной техники. Данную книгу отличает глубина проработки изложенного материала: многие положения, опубликованные в ней, актуальны и до сих пор.

Кроме того, учеба в аспирантуре ГОИ – а за кандидатскую диссертацию, защищенную в 1975 году, мне и сегодня не стыдно, – и постоянная, временами даже зверская, работа над собой действительно позволили мне в итоге добиться в профессиональном плане некоторых успехов.

По окончанию вуза вы из Ленинграда отправились работать в Казань в Государственный институт прикладной оптики. Чем был обусловлен выбор места работы?

- На работу в НПО ГИПО я, в числе десятка выпускников ЛИТМО, попал по собственному желанию. Выбор был обусловлен смешной причиной: понравилось название института, прямо связанное с оптикой. К тому же в ходе знакомства с Государственным институтом прикладной оптики также выяснилось, что он находится в сосновом бору! А я с детства люблю лес!

 

Какой первый проект доверили Вам, молодому инженеру, на новом месте?

- Первый проект, который я выполнил после поступления на работу в НПО ГИПО под присмотром моего первого руководителя и наставника В.А. Дорофеева (впоследствии заместителя директора по науке – прим.), был связан с анализом отношения сигнал/шум и разрешающей способности тепловизионной аппаратуры строчного типа. Разумеется, сегодня я сделал бы его и получше, но тогда в конкурсе научных работ молодых специалистов предприятия мне присудили 1 место.

 

Каким проектом в своей трудовой деятельности Вы гордитесь больше всего и почему?

- Теоретическими изысканиями в области инфракрасной техники я непрерывно занимаюсь уже более полувека. В настоящее время мне, полагаю, удалось разработать взаимоувязанный, внутренне непротиворечивый научно-методический аппарат аналитического и экспериментального оценивания и оптимизации современных несканирующих тепловизионных приборов, базирующийся на системном подходе. Он позволяет рассмотреть все основные аспекты прикладной теории анализа, синтеза, аттестации, оценки и повышения эффективности этих приборов. Надеюсь на содействие дирекции в издании уже написанной книги по данной теме, которая, несомненно, будет полезна разработчикам тепловизионной аппаратуры.

 

Более 20 лет Вы занимались преподавательской работой на кафедре оптико-электронных систем Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, являющейся базовой кафедрой по подготовке молодых специалистов для НПО ГИПО. Поделитесь наблюдениями по поводу динамики научного потенциала молодежи за эти годы. Способных ребят становится больше или меньше?

- Действительно, с 1994 по 2014 годы я преподавал по совместительству в КНИТУ курсы тепловидения и теплофизики. По поводу научного потенциала молодежи скажу так: хотя и встречаются студенты, которые могут и хотят учиться и впоследствии становятся классными специалистами, но мы в свое время подходили к учебе, в общем, гораздо более ответственно… Общее впечатление от современного среднего студента – неплохая компьютерная грамотность и, вместе с тем, малограмотность в обычном смысле слова. Корни всего этого, по-видимому, нужно искать в системе школьного образования: ввод недостаточно продуманного ЕГЭ, низкие зарплаты учителей, показуха и процентомания. Отсюда и так называемые медалисты, которые заваливают вступительные экзамены в приличный вуз... Впрочем, некоторая тенденция к улучшению качества образования выпускников в последние годы все же наметилась, – по-видимому, с ростом их востребованности.

 

Ваши дети пошли по Вашим стопам?

- Мой сын Ярослав – толковый и вполне успешный инженер-программист – хотя и не пошел по моим стопам, но также в настоящее время трудится в ГИПО и существенно помогает мне в работе.

 

Чем Вы увлекаетесь в свободное от работы время?

- Мое хобби по жизни – чтение литературы. Например, я в восторге от произведений Михаила Веллера и Юрия Полякова. Помимо этого, я люблю бродить по лесу, а зимой кататься там на лыжах. Это для меня самый лучший отдых!

 

Какой у Вас девиз по жизни?

- Мне нравится почти серьезный девиз: «Работа не волк – ее бояться не надо».